МБОУ "Гимназия №1" - Соклакова Е.В. http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v Tue, 30 Apr 2024 05:10:27 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Методическая разработка урока в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года в исторических документах» (2 часа) http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/345-metodicheskaya-razrabotka-uroka-v-8-klasse-po-teme-otechestvennaya-vojna-1812-goda-v-istoricheskikh-dokumentakh-2-chasa http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/345-metodicheskaya-razrabotka-uroka-v-8-klasse-po-teme-otechestvennaya-vojna-1812-goda-v-istoricheskikh-dokumentakh-2-chasa Цели урока:

1.     Формирование представления о войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории;

2.     Формирование информационных компетенций (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативных компетенций (высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, развивать речь, память, логическое мышление, познавательные способности); совершенствование коммуникативных навыков работы в группе.

3.     Воспитание патриотизма, чувства гордости за русский народ, стремления жить в мире, желания противостоять агрессии, войне как источнику гибели.

Оборудование урока:компьютер, проектор, карточки с историческими документами.

Форма урока:практическая работа с документами, с элементами технологии развития критического мышления.

Ход урока

 

Этап урока, учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Актуализация ранее изученного и самостоятельная формулировка темы и учебных задач урока.

 

Ребята, назовите историческое событие, которое связывает следующие понятия и имена:

Россия

АлександрI

Кутузов

Багратион

 

Все эти понятия и имена исторических деятелей связаныодним историческим событием – это Отечественная война 1812 года.

Верно,  мы вместе сформулировали тему нашего урока, однако нам нужно определить главные учебные задачи нашего занятия, а для этого попытаемся оценить, что уже нам хорошо известно, а какие факты русской истории для нас еще загадка. Итак, укажите среди следующих суждений верные:

  • Армия Наполеона называлась «Великая армия»;
  • Тильзитский мир был заключён в 1807 году;
  • 12 июня 1812 года  армия Наполеона переправилась через реку Днепр;
  • Главнокомандующим первой русской армии был военный министр М.Б.Барклай де Толли;
  • В Белоруссии располагалась армия  П.И.Багратиона;
  • 26 августа 1812 года состоялось Бородинское сражение;
  • флеши – это пешие войны;
  • М.И.Кутузов- главнокомандующий русской армии;
  • Денис Давыдов,  В. Кожина - партизаны  Отечественной войны;
  • Война окончилась поражением  России.

Ответьте, какие суждения вы считаете неверными, обоснуйте свой ответ.

Ошибочно третье суждение, на самом деле Наполеоновская армия 12 июня 1812 года переправлялась не через Днепр, а Неман. Кроме того, неверно указано место расположения армии Багратиона – армия располагались у Смоленска. И последнее утверждение содержит фактическую ошибку – победу в войне с Наполеоном одержала Россия.

 

Основной этап урока. Задача: создать условия для размышления учащихся о главных событиях войны 1812 года и определения причин ее возникновения

Ребята, как вы думаете, почему война 1812 года получила название Отечественной?

Бесспорно, вы правы. Это война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в 1612 году в период Смутного времени. Но это историческое событие, как и тогда показало все величие русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе.

Еще одним свидетельством масштабности и значимости этой войны является неугасающее внимание к нему поэтов, писателей, ученых. Помните ли вы о таких упоминаниях?

Ответы: война 1812 года  получила название Отечественной не случайно, ведь это величайший подвиг русского народа, когда на защиту своей Родины встали все, от мала до велика. В каждую семью русского человека вошло это трагическое событие.

 

 

 

 

 

Ответы: великий русский поэт  А.С. Пушкин в X главе «Евгения Онегина» упоминал об этом событии и вопрошал:

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

 

Великий поэт размышлял о причинах победы, а мы с вами сегодня должны рассмотреть ключевые события этой войны, определить причины войны и значение победы русского народа как для России, так и для Европы в целом. Для решения этой задачи, обратимся к историческим документам.

Работа учащихся с историческими документами. На основе сопоставления документов учащиеся выявляют причины войны и записывают в таблицу.

(см. приложение к уроку «Итоговая таблица ответов учащихся»)

 

 

 

Ученики приходят к выводу о том, что, действительно, война между Россией и Францией была неизбежна, ее возникновение было делом времени.

Учащиеся делятся на группы и работают с текстом учебника и историческими документами

Работа в группах.

Задача: на основе документального источника выработатьобщую точку зрения в группе по проблемному вопросу.

Самые яркие воспоминания о событиях ушедших дней хранят письма, документы свидетелей эпохи.  Попытаемся определить причины войны и значение победы русского народа как для России, так и для Европы в целом. Для решения этой задачи обратимся к историческим документам.

Вопросы учителя к участникам групп:

 

1.Где происходили самые ожесточённые бои и упорное сражение?

2. Почему Наполеон назвал Бородинское сражение самым страшным?

3. Как вы понимаете слова: «В этом сражении французы истяжали в себе славу победителей, а русские получили право называться непобедимыми»?

4. Как вы считаете, почему Наполеон пытался уничтожить национальные святыни России?

5. Чем окончилась Отечественная война?

6. Сделайте вывод, почему настолько противоречивы оценки военных событий?

 

Ответы 1 группы«Роль Александра Первого  в Отечественной войне 1812 года»; по мнению историков, роль Александра первого в исходе войны незначительны, функции главнокомандующего были переданы М.И. Кутузову. Учащиеся отмечают, что Александр I был очень набожен, он практически не выходил из церкви, много молился. Следовательно, главную роль сыграла воинская мудрость Кутузова.

2 группа«Бородинское сражение, Тарутинский манёвр». Кто победил в Бородинской битве? Военную победу одержали французы, но моральную, впоследствии сыгравшую главную роль в разгроме врага, одержала русская армия, следовательно, ни проигравших, ни победителей в этой битве нет, это сражение подтолкнуло русских разработать план  сдачи Москвы, подготовило русскую армию к генеральному итоговому сражению.

3 группа «Причины пожаров в Москве». Москву поджигали русские партизаны, пожары были организованы для того, чтобы Москва не досталась французам. Таким образом, планы Наполеона были похоронены в московском пожаре.

4 группа«Отступление и гибель «Великой армии». Историческое значение Отечественной войны 1812 года». Огромную роль сыграло то, что в течение полугода была разбита великая армия, завоевавшая всю Европу. Война стала поистине народной, все поднялись на защиту своей Родины.

Итоговое задание всему классу. Задача: проверить степень сформированности умения работать с историческими документами.

Найдите в предложенном тексте фактические  ошибки.

Выполнение предложенного задания в форме эвристической беседы. Учащиеся находят несоответствия и аргументируют свою точку зрения.

                                                                                   

 

Запись ключевых дат и основных понятий в тетрадях

Подведение итогов работы. Задача:

Вовлечь учащихся в процесс оценивания собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников.

Отечественная война 1812 года закончилась. Давайте обратимся к нашему эпиграфу:  Так “кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” Кто сыграл главную роль в победе над врагом? 

Многие факторы имели значение для исхода Отечественной войны 1812 года, однако главную роль сыграло то, что благодаря духу и сплочению русского народа, в течение полугода была разбита армия, завоевавшая всю Европу и считавшаяся непобедимой. Война стала поистине народной, все поднялись на защиту своей Родины.

Рефлексия учащихся

Прежде чем оценить деятельность на нашем занятии, я прошу вас ответить на вопросы о том, что нового вы узнали, чему научились сегодня. Возможно, кто-то из вас оценит своих товарищей, деятельность учителя, скажет о своих открытиях.

Учащиеся пишут на листочках свои отклики (см. приложение к уроку)

Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок за работу на уроке.

 

1.     Написать эссе на тему: «Подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года»

2.     Создать презентацию «Завершение войны с Наполеоном»

Учащиеся записывают выбранный вариант домашнего задания.

 

Приложение к уроку.                 Итоговая таблица ответов учащихся.

 

Для Франции

Для России

 

Несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах)

Огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов)

 

Указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции)

Создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию

 

Падение авторитета Александра I.

 

 

Приложение к уроку.                     (Исторические документы)

 

Документ № 1.  Приказ Наполеона при переходе армии через Неман

10 июня 1812 г.

 

Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тнльзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках,  покуда  французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем воину в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы. В нашей императорской   квартире в Вилковишках, 22  июня  1812 г. (Наполеон)

 

«Отечественная война 1812 г» Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр.14

 

Документ №2. Приказ Александра I по Русской армии

Вильно, 13(25) июня 1812 г.

 

       Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего бог. (Александр).

 

«Внешняя политика России XIX и начала ХХ века т. 6. М., Госполитиздат, 1962 стр. 442-443 № 178

 

1 группа

Тема: « Роль Александра Первого  в Отечественной войне 1812 года»

Документ №1

Из записок Р. С. Эделинг об отношении населения Петербурга к Александру I после сдачи Москвы.

 

.. Приехав в Петербург в 1812 г., он (вел. кн. Константин) только и твердил что об ужасе, который ему внушало приближение Наполеона, и повторял всякому встречному, что надо просить мира и добиться его во что бы ни стало. Он одинаково боялся и неприятеля, и своего народа и, в виду общего напряжения умов, вообразил, что вспыхнет восстание в пользу императрицы Елизаветы. Питая постоянное отвращение к невестке своей, тут он вдруг переменился и начал оказывать ей всякое внимание, на которое эта возвышенная душа отвечала ему лишь улыбкою сожаления…

 

… Сильный ропот раздавался в столице. С минуты на минуту ждали волнения раздраженной и тревожной толпы. Дворянство громко винило Александра в государственном бедствии, так что в разговорах редко кто решался его извинять и оправдывать..

 

…Приближалось 15 сентября — день коронации, обыкновенно празднуемый в России с большим торжеством. Он был особенно знаменателен в этот год, когда население, приведенное в отчаяние гибелью Москвы, нуждалось в ободрении. Уговорили государя на этот раз не ехать по городу на коне, а проследовать в собор в карете вместе с императрицами. Тут в первый и последний раз в жизни он уступил совету осторожной предусмотрительности, но поэтому можно судить, как велики были опасения. Мы ехали шагом в каретах о многих стеклах, окруженные несметною и мрачно-молчаливою толпою. Взволнованные лица, на нас смотревшие, имели вовсе не праздничное выражение. Никогда в жизни не забуду тех минут, когда мы вступали в церковь, следуя посреди толпы, ни единым возгласом не заявлявшей своего присутствия. Можно было слышать наши шаги, а я была убеждена, что достаточно было малейшей искры, чтобы все кругом воспламенилось. Я взглянула на государя, поняла, что происходило в его душе, и мне показалось, что колена подо мною подгибаются…

 

Р. А., 1887, № 2, стр. 215, 217–219.

 

Документ №2. Наполеон в Москве.

 

Манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского» приводится в  переложении на современный русский язык по Полному собранию Законов Российской Империи (CПб.,1830, т.32. 25295. Стр. 486-487).

 

«Объявляем всенародно. Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное Наше Отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против Нас почти со всех Европейских держав страшные силы, и подвигаемый алчностью завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой Нашей Империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно порожденной, но издавна уготованной им, все опустошительной войны.

Предузнавая по известному из опытов беспредельному властолюбию и наглости предприятий его, приготовляемую от него Нам горькую чашу зол, и видя уже его с неукротимою яростью вступавшего в Наши пределы, принуждены Мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав на помощь Бога, обнажить меч свой, и обещать Царству Нашему, что Мы не упустим оной во влагалище, доколе хотя един из неприятелей оставаться будет вооружен в земле нашей. Мы сие обещание положили твердо в сердце Своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного Нам народа, в чем и не обманулись.

Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь её враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось с пролитием крови её умножался в ней дух мужества, с пожарами градов её воспалялась любовь к отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все Государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, только же пылающую любовь к отечеству, только любовью к Богу. 

От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли слыханные. Да представят себе собрание с двадцати царств и народов, под единое знамя соединенные, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в Нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полторы тысячи пушек следовали за ним. С сим только огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется, и начинает повсюду разливать огонь и опустошение.

Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он? Здесь прилично сказать слова священного Песнопевца: «я видел нечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел». По истине сие высокое изречение совершилось во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым Нашим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками, и встречаемая морозами и голодом, устлала путь от самой Москвы до приделов России, трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.

Ныне с сердечною радостью и горечью к Богу благодарность объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей, выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? Мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него, и находятся в руках Наших.

Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.

Итак, да познаем в великом деле сем промысел Божий. Повергнемся пред Святым его Престолом, и видя ясно руку его, покаравшую гордость и  злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и воронам!

Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотою чувств и помышлений наших, единственным ведущим к нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излитые на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами, и прекратит брани и битвы, ниспошлет к нам, побед победу, желанный мир и тишину».

 

2 группа

Тема: « Бородинское сражение, Тарутинский манёвр»

Документ  №1.Мнение историков

«Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву»  (Б.С. Абалихин)

 

Документ №2.

«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской» (Е.В.Тарле)

 

Документ №3.

«То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией» (А.З.Манфред)

 

Документ № 4.

«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции» (Н.А.Троицкий)

 

Документ № 5. Мнение современников.

«Французская армия расшиблась о русскую армию»  (А.П. Ермолов)

 

Документ №6.

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми» (Наполеон)

 

Документ №7. Мнение писателя

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа… Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленский дороге, погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновский Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духа противника». (Л.Н. Толстой)

 

3 группа. Тема « Причины пожаров в Москве»

 

1812 г. ноября 16. — Из письма чиновника Московского воспитательного дома И. Иванова неизвестному лицу о грабежах в Москве армии Наполеона.

 

Французы вступили сентября 2 пополудни в 6-м часу с музыкою и барабанным боем. Наполеон остановился в Кремле, во дворце; поставили пикеты по всем заставам и по улицам и по набережной рассыпалась конница, начали стрелять, кто им попадется; наши вооруженные метали ружья и тесаки, а кто бросит, того кололи. Не прошло часа их вступления, как зажгли сначала гостиный двор от Варварки. Главный надзиратель Воспитательного дома, видя опасность, взял с собою архитектора Жилярдия и экономского помощника Зейпеля, пошел просить от них караула для охранения дома. Отпустили жандарм, т. е. конной гвардии 12 человек и при них капитан; главный надзиратель их с собою привел и тотчас приказал дать овса и сена лошадям, а жандармам приготовить стол; после сего у Рождества на Стрелке зажгли попов дом. Мы все бросились на пожар и жандармы с нами; труб в Москве не было, кроме наших четырех, ибо вся полиция и с трубами уехала во Владимир. Мы пробыли на пожаре всю ночь и главный надзиратель с нами; жандармы с нами заливали трубами. 2 дома сгорели, а прочие отстояли.

 

На другой день начали грабить как в домах, так и святые церкви, в среду и четверток зажгли все ряды, Зарядье, гимназию, аптеку Воспитательного дома, церкви и все домы вокруг Воспитательного дома, так что рамы в квадрате несколько разов загорались, но поспешили затушить, и Дом воспитательный от пожару избавлен. Потом прислали в Воспитательный дом 80 человек гвардии, с полковником и тремя капитанами, четырьмя поручиками и двумя прапорщиками и доктором, и требовали квартир; потом приехал губернатор и: многие с ним чиновники, пошли по всем покоям и кладовым, в Совет, в церковь и в алтарь в шляпах и с собаками. В комнатах Совета назначено стоять жандармам; тотчас начали рубить столы, конторки, ящики, двери отбивать, выбрасывать, в архиве тюки с делами пороли, книги портили; больницу у жандармов сделали в комнатах, где бухгалтерия. Полковник их, увидя в кладовой медную посуду, велел к себе несколько оной принесть. Москва так обругана, что смотреть на нее сердце замирает. В церквах ставили лошадей, святые иконы кололи и жгли; которая церковь не сгорела, так вся ограблена; ризыу плащеницы жгли на выжигу, венцы, склады плавили в слитки. Потом привезли в Дом воспитательный раненых и больных. Отняли все окружное строение и половину квадрата и двор оного перегородили. Больных было до 3 тыс., из коих до 2 тыс. померло; хоронили в доме у кузницы, к стене города Китая лежащей, а других кидали в колодцы; по прибытии в Москву полиции приказано ямы разрывать и тела возить в заставу в кучу и жечь, чтоб не было на весну заразы. Теперь в Воспитательном доме раненых и больных 10 офицеров и 10 денщиков на содержании Дома, при них доктор и лекарь.

 

Французы выехали из Дома в Кремль 10 октября в 3 часа пополудни, а из Кремля выехали в 7 часов. Оставили зажигателен, кои зажгли сначала дворец, потом Грановитую палату, Арсенал; потом начали рвать подкопы; взорвало на воздух пристройку к Ивановской колокольне с большими колоколами, потом взорвало новую угольную башню водовзводную, потом Арсенал от Троицких ворот: так были сильны удары, что в Воспитательном доме рамы из окон выскочили, множество истрескалось стекол и трещины по дому показались. В окружном строении и везде в Доме, где стояли французы, перегородки выломали и выбросили за окошки, мебель всю кололи и жгли; киоты, образа, все выбросали; мука, крупа — все разграблено французами… Крест с Ивана Великого сняли и с собой увезли. При французах не пущали в Кремль никого, и ворота были кругом затворены и завалены; по вступлении наших они остались также, никого не пущают и что там делается, не знаем. 2 раза был я ранен от французов, штыком в ногу и саблей по левой руке, а бит от них был без счету. Сей народ суть варвары злонравные, хуже зверей, народ презлой, хитрый и лукавый. Французы навезли из города разных сокровищ, мехов дорогих, разных вин бочками, рому, шампанского, цимлянского, нагнали овец, телят и праздничали у нас в доме. Комиссар Рухнн был посылан в Петербург к государыне; подорожная дана ему от Наполеона, за его подписанием; он там пробыл более трех недель, жандармы его провожали до Черной Грязи; государыня ему пожаловала 150 руб. Наши войска вступили в Москву — сначала казаки, 12 октября был в доме караул из казаков, казаков сменили гусары, а потом прибыли пехотные полки.

 

4 группа. Тема: «Отступление и гибель «Великой армии». Историческое значение Отечественной войны 1812 года»

 

 Документ 1. Отступление французской армии

«Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади, падавшие на дороге, тут же съедались» (Французский офицер Бонне)

 

Документ 2.

«Я никогда не буду в состоянии описать тебе положения, в котором мы находимся со времени выступления нашего из Москвы. Мы беспрестанно в тревоге от неприятеля и казаков, сопровождающих нас днем и ночью, среди мертвых и умирающих, без жизненных припасов и в местах, уже за три месяца совершенно разоренных» (Французский офицер Балари)

 

Документ 3.

«Провизия, взятая из Москвы, приходила к концу, каждый дрожал над своим провиантом и старался уединиться, чтобы съесть кусок добытого им хлеба. Наши лошади также страдали. Скверная солома, снятая с крыш домов, была их единственной пищей» (Французский офицер Лабом)

                                                                                          

Документ 4.

«К столь многочисленных бедствиям следует присоединить еще сонмы казаков и вооруженных крестьян, которые окружают нас. С каждым днем становится все холоднее, и в скорее мороз должен соединиться с голодом, чтобы уничтожить нашу армию, эту армию, которая была столь прекрасною при переходе через Неман». (Французский офицер Франсуа)

 

Документ 5.

«Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего не евших, таково, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но тем не менее желают боя, чтобы согреться, а может быть, надеются найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии» (Французский офицер Ложье)

 

Итоговое задание всему классу: найдите в тексте  ошибки.                                                                                   

1. 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр решил назначить главнокомандующим А.В.Суворова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

 

Основные даты и термины, используемые на уроке:

 

12 июня 1812 г. – начало Отечественной войны

4-5 августа 1812г. – Смоленское сражение

8 августа 1812 г. – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова

26 августа – Бородинское сражение

2 сентября – 2 октября – пребывание Наполеона в Москве

12 октября 1812 г. – сражение под Малоярославцем

14-16 ноября 1812г. – разгром остатков «великой армии» при Березине

25 декабря – окончание Отечественной войны.

флеши - земляные укрепления, пехота - пешие войны.

 

Фрагменты рефлексии учащихся.           «Минусы урока глазами учащихся»

«Мне не хватило времени на обсуждение этой темы, можно еще очень много сказать…» (РеддихНаташа)

«Урок показался очень коротким» (Еременко Лиза)

Фрагменты рефлексии учащихся.           «Плюсы урока глазами учащихся»

«Мне из настоящих документов удалось узнать историю войны 1812 года»  (Шевцова Настя)

«Все мои одноклассники работали и смело отвечали»  (Дубчак Дима)

«Я еще раз убедился, что Россия – великая страна, а наш народ может гордиться своей историей» (Лукашенко Катя)

«Очень слаженно работали в группе» (Доркина Ирина)

«Есть возможность высказывать свое мнение и анализировать факты» (Уразбахтин Никита)

Фрагмент самоанализа урока:

Программа «Программа история России XIXвека» А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова (8 класс, общеобразовательный). Раздел второй «Внешняя политика Российской империи  в начале XIXвека».

Данный урок предваряет тема, в контексте которой рассматриваются взаимоотношения России и Франции в начале XIXвека.

После учебного практикума в форме групповой работы учащихся ждет итоговый урок по разделу: «Завершение войны с Наполеоном и создание священного союза»

Урок проводится в 8 общеобразовательном классе и рассчитан на два часа.

Тип урока – урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-практикум)

 

Элементы содержания образования – Отечественная война 1812 года. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России.

 

Требования к уровню подготовки учащихся: уметь объяснять понятия: Отечественная война, генеральное сражение, партизаны. Уметь работать с различными источниками дополнительной информации, литературной и исторической картой.

Вид контроля: знать хронологические рамки войны 1812 года; планы сторон, характер войны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; рассказывать о ходе важнейших сражений с использованием карты.

 

Элементы дополнительного содержания образования: выдающиеся полководцы Отечественной войны 1812 года.

 

При подготовке урока были использованы Интернет-ресурсы:

http://www.hrono.ru – исторический портал

http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года

http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы

http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»

http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы

 

]]>
mephisto300891@gmail.com (Super User) Соклакова Е.В. Tue, 11 Feb 2014 20:19:37 +0000
Обучение способам деятельности в работе с историческими документами http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/344-obuchenie-sposobam-deyatelnosti-v-rabote-s-istoricheskimi-dokumentami http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/344-obuchenie-sposobam-deyatelnosti-v-rabote-s-istoricheskimi-dokumentami «Знания - столь драгоценная  вещь,

что его не зазорно добывать из любого источника»

Фома Аквинский

Для того, чтобы жить и ориентироваться в современном мире, стать востребованной личностью, необходимо решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной  информации самые  нужные сведения.  Актуально мнение В.П.Вахтерова о том, что «образован не тот человек, кто много знает,  а тот, кто умеет добывать знания». Исследователь подчеркивал исключительную важность сформированности мыслительных умений школьника - умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, а также умения пользоваться исследовательскими приемами. Нельзя не согласиться с тем, что не сумма знаний, а способность их добывать  является ценностью современного образования. Ведь способность добывать знания, то есть владение способами деятельности  и есть фундамент для развития творческого мышления, а значит и становления творческой личности.

Как развить способности самостоятельно добывать знания? От решения этого вопроса зависит выбор направления деятельности учителя. Ряд педагогов-исследователей рассматривают этот вопрос в тесной связи с реализацией идей разноуровневого обучения, через организацию преподавания материала разной степени трудности для сильных, средних и слабых учащихся. Другие видят решение проблемы в организации образовательных учреждений различного типа: гимназий, лицеев ,школ для одаренных детей с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Мне близка позиция ученых, ориентирующихся на обучение учащихся способам деятельности.

Основным направлением, позволяющим эффективно обучать школьника способам деятельности, становится работа с  историческими документами. В последнее годы произошли весьма серьезные изменения в содержании исторического образования: в учебники были включены новые факты, нормой становится изучение различных интерпретаций событий и явлений, противоречивых версий и гипотез. По этой причине исторический документ можно  по справедливости отнести к самому достоверному фактическому материалу - основе для выводов, обобщений, оценок. По этой причине обучение способам работы с историческими документами для меня является приоритетным на каждом уроке.

Справедливо утверждение  Анри-И.Мору, считавшего, «что документ сам по себе не существует до того момента, пока не станет объектом любознательности человека». Несомненно, обращение к анализу содержания исторических документов особенно эффективно в старших классах. Интерпретация должна осуществляться на основе положений, определенных стандартами нового поколения. Важность обращения к работе с историческими документами как к основным источникам поиска исторических знаний подтверждается в высказывании замечательного методиста Н.А.Рожкова: «…один тот факт, что учащиеся видят перед собой старинный документ, старое сочинение, монету того времени, которое они изучают, способен возбудить в них очень живой и чрезвычайно напряженный интерес». Можно добавить, что интерес к историческим документам на уроке способствует созданию основы для исторического мышления через поиск эффективных приемов и методов взаимодействия учителя и ученика с источником.

Кроме того, для личностного становления обучающегося важно, что

·        работа с историческим документом выявляет «субъектный опыт» ребенка, его способность использовать  предшествующий опыт обучения в новой ситуации (новый документ - новая ситуация);

·        Только в ходе исследовательской деятельности ученик обогащает «субъектный опыт», овладевая новыми способами деятельности. Таким образом, исследовательская практика максимально расширяет круг интересов ребенка.

Наиболее полно помогает выстроить систему работы с историческими документами следующие способы работы:

1.Упоминание источника. Это один из простейших и наиболее распространенных способов использования при изложении исторического материала в том случае, когда нет необходимости детально изучать источник. Упоминание в большинстве случаев бывает кратким. Иногда достаточно фразы, немногословной цитаты, чтобы изложение материала стало наиболее убедительным. Так, например, изучая тему «Русская духовная светская музыка», говоря об источниках музыкальной культуры Руси, следует упомянуть уже знакомое учащимся произведение - «Слово о полку Игореве» - как произведение музыкально-поэтического склада, предназначенное для пения в сопровождении музыкантов.

2. Способ пересказа. Использование этого приема оправдано в том случае, когда текст объемен, труден для восприятия или  не адаптирован к возрасту (как правило, его нет ни в учебнике, ни в хрестоматии). Отсутствие непосредственного контакта с источником естественно снижает его эмоционально-познавательное воздействие, поэтому учителю необходимо  сохранить интонационное своеобразие, стилистические особенности, колорит языка, присущий изучаемой эпохе. Примером может служить доклад или, как тогда называли, «память» (сер.30-х годов 17 века) группы нижегородских протопопов и священников патриарху.

3. Способ цитирования. Грамотное цитирование фрагмента исторического документа позволяет сформировать у учащихся навык бережного отношения к тексту, совершенствует умение аргументировать собственные выводы и умозаключения. Например, при комментировании рассказов о походах князя Святослава Игоревича по летописным источникам можно отметить, что летопись послужила основой для так называемой норманнской теории образования государства.

4. Способ решения познавательных задач. Этот прием помогает учащимся акцентировать внимание на сущности отдельных фактов, выводов, содержащихся в документе, делает работу с источником интересной и содержательной. Этот способ предполагает, самостоятельное  чтение документа и поиска ответа на вопрос, предложенный учителем или обозначенный в задании. Примером может служить урок по теме «Крестьянская война под предводительством  Е. Пугачева». Здесь могут встретиться вопросы: «Почему Пугачев называет себя царем?»; «Как вы понимаете слова Пугачева: «Награждать древним крестом и молитвой?»; «Что значит «Награждать бородами?»

5. Способ исследования исторического документа. Этот прием помогает ученику самостоятельно создать продукт. Целью исследовательской деятельности учащихся в работе с историческими документами является развитие механизмов рефлексии, познавательных стратегий, самообучения, создание условий  для обогащения личностного опыта.

Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, становления самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности идет не только путем овладения нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование «субъектного опыта» как важного источника собственного развития. Именно работа с историческими документами позволяет ученику активно участвовать в самоценной образовательной деятельности.

]]>
mephisto300891@gmail.com (Super User) Соклакова Е.В. Tue, 11 Feb 2014 20:17:51 +0000
Деловая игра «Выборы» в МБОУ Гимназии №1. http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/278-delovaya-igra-vybory-v-mbou-gimnazii-1 http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/278-delovaya-igra-vybory-v-mbou-gimnazii-1          Прежде всего, нужно сказать, что для таких детей как мы, выборы были чем-то  далеким, не понятным  и очень скучным. Но благодаря деловой игре «Выборы» мы на себе ощутили, как  непросто в нашей современности сделать правильный выбор.  В ходе игры мы многому научились: правильно составлять протоколы, оформлять избирательный участок, подсчитывать   голоса, проводить конкурсы. Мы стали более дружными, открыли новые таланты и просто хорошо провели время.   Мы как  самый старший класс в нашей школе очень рады, что смогли поучаствовать в такой замечательной игре и надеемся, что это игра станет началом  для нового этапа в нашей школьной и политической жизни.

{gallery}vybory{/gallery}

]]>
mephisto300891@gmail.com (Super User) Соклакова Е.В. Sat, 21 Sep 2013 03:15:46 +0000
Флаг Российской Федерации http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/257-flag-rossijskoj-federatsii http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/257-flag-rossijskoj-federatsii      22 августа в России отмечается День государственного флага. История российского триколора началась еще в середине XVII века. Впервые бело-сине-красный флаг появился при царе Алексее Михайловиче. При Петре I он обрел государственный статус. Официальным флагом России трехцветный стяг стал в конце XIX века.

     Сначала у Петра I было гербовое знамя - красное полотнище с белой каймой. В центре изображался золотой орел, парящий над морем, на груди орла в круге  - Спаситель, рядом - Святые Петр и Павел и Святой Дух. Но позже Петром I были созданы новые знамена и флаги с новой символикой. С 1693 года Петр I использовал бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре в качестве "флага царя Московского". А именным Указом от 20 января 1705 года Петр I даровал бело-сине-красный флаг коммерческим судам, ходящим по Москве-реке, Волге и Двине.

      Однако до середины XIX века национального флага в России не было. Все это время бело-сине-красный флаг оставался коммерческим флагом, а с приходом своеобразной моды на флаги в 1870-х годах снова стал использоваться как национальный. Официально вопрос был решен 28 апреля 1883 года, когда Александр III распорядился использовать только бело-сине-красный флаг. В 1896 году полосами на государственном знамени занималась специальная комиссия, которая пришла к выводу, что бело-сине-красный флаг называется национальным по праву, а бело-желто-черные цвета следует считать монархическими. Штандарт этих цветов получил имя "романовского династического".

      Октябрьская революция проходила под красным флагом. Согласно Конституции РСФСР, принятой 11 мая 1925 года, флаг состоял из красного (алого) полотнища, в левом углу которого у древка помещались золотые буквы "РСФСР". 21 января 1937 года в новой Конституции РСФСР описание флага сохранилось, но на практике несколько изменился шрифт букв.

      На первом съезде народных депутатов СССР весной 1989 года избран первый президент СССР Михаил Горбачев. Особых флагов для президента не предусматривалось. При посещении военных кораблей высшими должностными лицами государства на этих судах поднимался стеньговый государственный флаг СССР.

      22 августа 1991 года в дни путча ГКЧП Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление "Об официальном признании и использовании национального флага РСФСР", и флаг, взятый из кабинета замминистра В.Н. Ярошенко, был поднят над Белым домом. А накануне председатель Совета министров РСФСР Иван Силаев разослал центральным и местным органам официальную телеграмму о введении нового флага, представляющего собой полотнище из трех равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Но с юридической точки зрения новый флаг не был официальным. До 25 декабря 1991 года страна называлась РСФСР, и сохранялся флаг 1954 года. 

     Закон о внесении в Конституцию изменений относительно государственного флага был принят на 6-м Съезде народных депутатов РФ 21 апреля 1992 года. Теперь закон гласил: "Государственный флаг РСФСР представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - лазоревого цвета и нижняя - алого цвета. Отношение ширины к его длине - 1:2."

      Вскоре российский триколор приобрел новое, но, скорее, неофициальное объяснение символики цветов:
белый - мир, чистота , непорочность, совершенство;
синий - вера и верность, постоянство;
красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

      Дебаты по поводу государственной символики с новой силой разгорелись в Госдуме в январе 1998 года. От имени президента в Государственную думу был внесен законопроект о законодательном утверждении существующих флага и герба, который не устраивал депутатов-коммунистов, считающих этот герб монархическим. Тогда решение так и не было принято. Специальный ГОСТ Р 51130-98 "Флаг Государственный Российской Федерации. Общие технические условия" был введен с 1 января 1999 года.

      8 декабря 2000 года по предложению президента РФ Владимира Путина депутаты Госдумы приняли законы о гербе, гимне и флаге. В качестве герба и флага были подтверждены уже существующие. Совет Федерации одобрил эти законы 20 декабря 2000 года. Президент подписал конституционные законы о гербе и флаге 25 декабря. Законы вступили в силу после опубликования в "Российской газете" 27 декабря 2000 года.

 

     В четверг, 22 августа, центральные улицы города Хабаровска: Муравьева-Амурского, Карла Маркса расцветятся флагами, а улицу Тургенева украсит иллюминация "Триколор". Напомним, что День Государственного флага России был учрежден Указом президента РФ в 1994 году, и с тех пор отмечается ежегодно. По традиции накануне праздника, начиная с 20 августа, в загородных оздоровительных лагерях будут проходить торжественные линейки, беседы, викторины, выставки и познавательные игры, посвященные истории государственного флага России, символике города и края.

     В городских библиотеках и подростковых клубах откроются тематические выставки книг, пройдут конкурсы мини-сочинений "Три цвета на фоне истории". Кроме того, на  базе молодежных клубов, оздоровительных лагерей, библиотек и центров по работе с населением будут оформлены экспозиции тематических  детских рисунков и стенгазет "Главные цвета России!".

     В плане мероприятий также праздничные концертные программы, которые пройдут с 20 по 22 августа в Домах ветеранов и центрах по работе с населением. А 22 августа хабаровские школьники примут участие в акции "День государственного флага". Она пройдет в Центре детского творчества "Радуга" талантов" Северного  округа. В этот же день в городском парке отдыха "Динамо" в честь праздника жителей краевого центра ждет концертная программа.

]]>
mephisto300891@gmail.com (Super User) Соклакова Е.В. Wed, 21 Aug 2013 14:45:11 +0000
Отзывы участников программы «Дальневосточники в Санкт-Петербурге» http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/195-otzyvy-uchastnikov-programmy-dalnevostochniki-v-sankt-peterburge http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/195-otzyvy-uchastnikov-programmy-dalnevostochniki-v-sankt-peterburge Отзывы участников программы

«Дальневосточники в Санкт-Петербурге»

Поездка в Санкт-Петербург мне очень понравилась. Наверно каждый человек должен побывать в этом прекрасном городе. Увидеть архитектурные памятники: Исаакиевский собор, Зимний Дворец, Екатерининский Дворец, Петергоф и другие. Но самое большое впечатление на меня произвели разводные мосты. С виду они просто обычные мосты, но каждую ночь они раздвигаются, и это похоже на представление. Наша поездка выпала на праздничный день -День Победы.

Этот праздник очень важен для жителей Санкт-Петербурга. С большим уважением жители города относятся к ветеранам и блокадникам Ленинграда. Поездку для нас организовала Елена Владимировна Соклакова - наш классный руководитель, большое спасибо ей за это!

Юлия Мартыненко (10Б класс)

Деткова Наталья (10 Б класс)

«…благодаря этой поездке я узнала очень много нового. Очень понравились экскурсии в Исаакиевский собор и Казанский собор. Хотелось бы отметить, что такие путешествия расширяют наш кругозор и оставляют массу впечатлений»

Митина Инга (10 Б класс)

«Поездка в Санкт-Петербург для меня была очень нужной и важной. Я думаю, что она мне поможет при сдаче ЕГЭ. Хотела бы учиться в этом городе!!!»

]]>
mephisto300891@gmail.com (Super User) Соклакова Е.В. Wed, 27 Mar 2013 00:25:16 +0000
Любая культура сильна своей преемственностью http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/170-puteshestvie-v-peterburg http://www.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/soklakova-e-v/170-puteshestvie-v-peterburg  

Историко-патриотическое и гражданское воспитание школьников в МБОУ гимназия №1.

«Дальневосточники в Санкт-Петербурге».

   Любая культура сильна своей преемственностью — умением сохранить прошлое в настоящем и передать его в будущее. Современное нестабильное экономическое, политическое и духовное положение России привело к изменению гражданского самосознания, потере идеи любви к Родине.  В 2010 году провели анкетирование  старшеклассников в   школе  и оказалось, что у большинства ребят слабо развиты представления о родине, гражданине, герое, патриоте. В этой обстановке коллектив  нашей гимназии  поставил задачу — объединить все кружки и студии   идеей патриотического воспитания. Особое внимание уделяется историко-краеведческой работе с целью формирования их гражданской позиции, повышения интереса к истории своей родины  , развития сознательного и уважительного отношения к прошлому своей страны, культуре и традициям предков.

В рамках программы были организованы  две  поездки  в исторический  центр России —  Санкт-Петербург.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является:

       создание  и совершенствование системы патриотического  и духовно- нравственного воспитания в школе для формирования социально   активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к   Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Задачи программы:

©    Воспитание у школьников любви и уважения к родной  стране.

©    Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

©    Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.

©    Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.

©    Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры.

©    Повышение  качества патриотического воспитания в школе

В  программу  поездки  входило:

1.Посещение Петропавловской крепости.

2.Посещение Артиллерийского музея.

3.Посещение Пискаревского кладбища.

4.Обзорные экскурсии по городу.

5.Выезд в Царское село.

6.Посещение Зимнего Дворца.

7.Экскурсия в Русский музей.

8.Салют на Дворцовой площади посвященный Дню Победы.

  По итогам поездок в  школе проводилась работа по изучению, анализу и оформлению полученных материалов.   На основании этих работ, а также личных впечатлений и отзывов детей была организована тематическая выставка и проведено несколько «круглых столов», которые смогли посетить школьники и все желающие. О   поездках был смонтирован видеофильм и выпущен информационный листок.     

     

 

]]>
mephisto300891@gmail.com (Super User) Соклакова Е.В. Mon, 12 Nov 2012 00:49:04 +0000